День народного единства: что мы знаем о празднике

Рассказываем, что «нагуглила» редакция

День народного единства: что мы знаем о празднике

Что случилось:

Вместо того, чтобы рассказывать читателям о том, кто из официальных лиц государства или региона поздравил их, как жителей Владимирской области, с сегодняшним праздником, Днём народного единства, редакция решила провести небольшой экскурс в его короткую (или всё же нет?) историю.

Детали:

День народного единства де-факто в современнейшей истории России пришёл на смену Дню согласия и примирения. Именно так c 1996 по 2004 год назывался день Великой октябрьской Социалистической Революции — праздник, отмечавшийся с 1918 года в честь соответствующих событий 1917-го. 

Всё это время 7 ноября было выходным днём (а с 1922 по 1992 выходными были два дня — 7 и 8 ноября). В Советское время в этот день, 7 числа, в Москве проводились военные парады, сравнимые по масштабу с празднованием Дня победы в Великой Отечественной войне. В большинстве городов праздник отмечали демонстрациями трудящихся.

Решение о введении нового праздника, Дня народного единства, и отмене старого, Дня согласия и примирения, было принято в конце 2004 года. Со следующего, 2005 года, выходной по поводу праздника перенесён с 7 на 4 число.

Но, видимо, чтобы «не обижать» советское поколение жителей России, 7 ноября сделали Днём воинской славы России. В честь легендарного военного парада на Красной площади в Москве, посвящённого 24 годовщине революции (1941 год), с которого солдаты Красной Армии уходили прямо на фронт, находившийся в нескольких километров от столицы нашей Родины.

«4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе», — гласила пояснительная записка к законопроекту 2004 года, который в итоге стал законом.

Если углубиться в историю, то «отправной точкой» нужно считать смерть царя Ивана Грозного в 1584 году. После неё в России началось Смутное время. 

Собранное по крупицам единое русское государство распалось, на трон пытались взойти и всходили многочисленные самозванцы. Власть в столице узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским. В итоге в Кремль пустили польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

Именно тогда  по призыву патриарха Гермогена русский народ постепенно начал подниматься на защиту Родины и веры. Цель была — изгнать польских захватчиков.

В конце-концов в стране началось широкое патриотическое движение за освобождение. Несколько ополчений пытались изгнать поляков. Одно из них, второе, возглавили князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин.

«С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения русского государства, а икона, праздник которой отмечается как раз 4 ноября, стала предметом особого почитания», — гласит предание.

А ещё до этого, в 1649 году, праздник иконы был объявлен в России государственным. И существовал ни один век.

За 16 лет, что в России введён День народного единства, в стране долгое время не утихали споры о том, не притянута ли за уши его дата — 4 ноября. 

Поскольку именно в этот день не только Смутное время не закончилось, но и поляки полностью изгнаны не были. По разным трактовкам смута продолжалась либо до 1613 года (когда на престол взошёл первый царь из династии Романовых), либо до 1618 и даже 1634 года (перемирие с Речью Посолитой и заключение Поляновского мира соответственно).

Но постепенно, похоже, единство в этом вопросе достигнуто. Сейчас споров нет. И каждый празднует тот из праздников, что ближе ему «по совести»: или День единства, или День Революции. 

Мнение Daily Graf:

Как бы там ни было, исторические корни у праздника есть. Как их оценивать — дело каждого. Главное, чтобы никто не использовал и сам праздник, и отношение к нему, как мерило патриотизма в современных реалиях. Увы, «горячие головы», пытающиеся делать это, есть.